Став мэром Москвы, Сергей Собянин не стал откладывать проблемы проекта «Москва-Сити», который он назвал «градостроительной ошибкой», в долгий ящик и взялся избавлять деловой центр от грядущего транспортного коллапса. 1 ноября мэр провел закрытое совещание, на котором обсуждался проект.
К слову, в своем недовольстве проектом в целом новый мэр не одинок. Некоторые специалисты выступали против него еще в начале 1990-х, когда «Москва-Сити» только затевалась. «Эксперты говорили о том, строящиеся башни вступят в нежелательную визуальную взаимосвязь с ансамблем Московского Кремля, — рассказал BFM.ru главный архитектор центра историко-градостроительных исследований города Москвы Борис Пастернак. — Но власти посчитали, что этот фактор не является существенным. Сегодня, когда мы стоим на Москворецком или Устьинском мосту, такая случайная, не имеющая выраженного силуэта архитектурная масса, фонит за башнями Кремля. Хорошо, что отказались от амбициозных проектов по строительству гипермасштабных сооружений — башни „Россия“, например. Но как-то гармонизировать проект, включить его в городской обиход, наверное, не удастся. И сегодня городскому начальству остается только делать хорошую мину при плохой игре».
Впрочем, по признанию мэра, даже будучи «ошибкой» ММДЦ «Москва-Сити» как самый масштабный градостроительный проект состоялся. А посему остается его побыстрее достроить, предварительно внеся некоторые коррективы. Как уже неоднократно заявлял Сергей Собянин, в деловом центре не продумана транспортная система. Без строительства дополнительных станций метро, считает мэр, а также дополнительных гаражей, парковок, подъездов и дорог вводить «Москва-Сити» обойтись практически невозможно.
Решение транспортных проблем делового центра и стало основной темой совещания в правительстве города. Правда, по данным РИА «Новости», участники дискуссии разошлись в оценке количества машиномест, которое нужно обеспечить в «Москва-Сити». Проектом предусмотрено строительство 21,6 тысячи машиномест (при том, что деловой центр рассчитан примерно на 300 тысяч работников), на совещании предлагали обустроить 30 и даже 100 тысяч мест для парковки. Кстати, поступало предложение возвести недостающие паркинги вместо административных зданий исполнительной и законодательной власти Москвы (предусмотренных проектом). Но Собянин эту идею не поддержал, и места для парковок, вероятно, будут подыскиваться на других участках. Ради этих недостающих паркингов и подъездных путей, как считает мэр, придется изменять архитектурно-планировочные решения комплекса.
«Факторы инфраструктурные, на самом деле, были ясны после строительства первых объектов, — считает Борис Пастернак. — Но строительство велось и велось. Была надежда, что кризис будет содействовать пересмотру этой концепции. Но этого не произошло».
Однако кое-какие корректировки во время кризиса внесены все-таки были. Именно в кризис появилась идея хотя бы частично решить транспортный вопрос в «Москва-Сити» за счет гипермасштабного проекта, который был свернут, — башни «Россия». Башня, которую собирался строить в «Москва-Сити» девелопер Шалва Чигиринский по проекту Нормана Фостера, должна была стать самым высоким зданием в Европе (высотой 612 метров). Реализация этого проекта еще до кризиса оценивалась более чем в полтора миллиарда долларов. Однако в ноябре 2008 года Чигиринский объявил о заморозке проекта (работы по которому только начались). Через некоторое время городские власти объявили, что на месте башни будет разбита временная автостоянка, и ее проект уже заказан в Москомархитектуре. Участники рынка оценивали инвестиции в парковку примерно в 15 миллионов долларов, что значительно меньше той суммы, которая была бы вложена в строительство небоскреба.
По мнению директора департамента коммерческой недвижимости компании Capital Group (девелопера многофункционального комплекса «Город столиц» в ММДЦ) Петра Исаева, замечания в отношении делового центра должны побудить не столько власти, сколько самих инвесторов обратить внимание на инфраструктуру своих проектов и делового центра в целом. «Всем известны проблемы некоторых объектов „Москва-Сити“, связанные с отсутствием достаточного количества парковочных мест, — рассказал он BFM.ru. — У нас в „Городе столиц“ нет проблем с парковкой, так как 6-уровневый подземный паркинг, где около 4 тысяч машиномест, полностью покрывает потребности арендаторов бизнес-центра и жителей апартаментов. Что касается автомобильного трафика, то, по моим наблюдениям, в районе „Москва-Сити“ он значительно ниже, чем в центре города. При условии заявленного развития транспортной инфраструктуры достижение положительного эффекта от вывода делового центра в район ТТК вполне реально». И тогда, как считает эксперт, «Москва-Сити» имеет все шансы занять достойное место в числе лучших мировых деловых центров — таких как La Defence в Париже или Canary Whorf в Лондоне.
Сколько денег потребуется на достройку инфраструктурных объектов в «Москва-Сити», дороги и двух дополнительных веток метро — пока неизвестно. По данным источника РИА «Новости», на совещании в правительстве Москвы «вскользь упоминались 68 миллиардов рублей».
На совещании у мэра по поводу «Москва-Сити» было высказано еще одно предложение: расторгнуть инвестконтракты с владельцами «долгостроев». Окончательное решение по этому вопросу пока не принято, но, как сообщил источник агентства, Собянин предложением очень заинтересовался.
«Я считаю, что это единственно возможный механизм, — отметил BFM.ru Борис Пастернак. — Параллельно с попыткой работы над ошибками, сглаживания ситуации, должна вестись серьезная работа по инвентаризации. Должен быть собран пул инвесторов, и каждый из них, помимо получения выгоды за счет реализации своих бизнес-объемов, должен участвовать в развитии инфраструктуры всей территории».