В октябре ежемесячный индекс цен на продовольствие (подробнее о его структуре см. врез) достиг отметки 197,1, увеличившись на 8,4 пункта (или 4,45%) по сравнению с сентябрем, — таковы данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). За последние 20 лет выше — до 208,2–213,5 пункта — индекс поднимался только в феврале — июле 2008 г., тогда как раз был пик продовольственного кризиса.
Ситуация усугубляется на глазах, цены все ближе к уровню 2008 г., приводит FT слова экономиста ФАО Абдолрезы Аббасяна, и шансы на улучшение очень невелики.
Одна из главных причин роста индекса — засуха в Бразилии, из-за нее ожидается дефицит сахара. На Бразилию приходится свыше половины мирового экспорта сахара, из них более 60% отгружается через порт Сантос, поэтому мировой рынок всегда чувствителен к новостям из Южной Бразилии, напоминает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов. В пятницу мартовский фьючерс на сахар-сырец на нью-йоркской ICE подорожал до 32,3 цента за фунт: последний раз цена поднималась выше 8 января 1981 г. — до 32,5 цента.
На рост индекса повлияло и снижение минсельхозом США в октябре прогноза по сбору кукурузы сразу на 12,6 млн т до 321,7 млн т и запасов на конец сезона на 5,45 млн т до 22,9 млн т (самый низкий показатель за последние 35 лет), говорит исполнительный директор «Совэкона» Андрей Сизов.
В августе — сентябре наблюдалось повышение цен на продовольствие, оно было вызвано аномальной жарой; также завышенное ожидание общей инфляции привело к дефициту некоторых товаров, говорит директор по закупкам компании Danone в России и СНГ Елена Цекич. По данным Росстата, в сравнении с аналогичным месяцем 2009 г. годовая инфляция подскочила с 5,5% в июле до 7,5% к 25 октября.
Большая часть сырья, которое использует Nestle, сильно зависит от мировой конъюнктуры, на цены влияют инфляция, растущая стоимость энергоносителей, упаковки и проч., говорит представитель Nestle в России Марина Зибарева, но в России Nestle о повышении цен пока не заявляла. «Большая» Nestle в 20-х числах октября из-за роста цен на продовольственные биржевые товары — от какао-бобов до пшеницы — объявила о планах выборочного повышения цен: в среднем по году — на 1,5%, чтобы компенсировать большие расходы по отдельным категориям, цитирует MarketWatch финансового директора компании Джеймса Сингха.
Из-за высоких цен на сырье намерены повысить цены Kraft Foods, Kellogg, McDonald’s.
Вследствие плохого урожая и нехватки зерновых на российском рынке наблюдается краткосрочный избыток предложения мяса — менее эффективные производители и личные подсобные хозяйства снижают поголовье, говорил в конце октября гендиректор «Черкизово» Сергей Михайлов: в среднесрочной перспективе это приведет к недостатку продукции и более агрессивному повышению цен на мясо в 2011 г.
Есть объективные предпосылки для роста цен на зерно — из-за его неравномерного распределения по территории страны, считает президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин: цены на зерно могут подобраться к весенним максимумам 2007–2008 гг., когда пшеница 3-го класса в Москве стоила до 9500 руб. за 1 т (на 29 октября в Центральном федеральном округе — 5500–6000 руб. за 1 т). Объективных причин для значимого роста цен на хлеб нет, уверен Скурихин: зерно в себестоимости производства составляет 25%, а при нынешних ценах на продовольственную пшеницу — в среднем 5400 руб. за 1 т — на юге стоимость хлеба уже выше на 20%, чем весной 2008 г.
Член правления «Юнимилка» Павел Исаев сообщает, что закупочные цены на молоко сегодня находятся на исторических максимумах: на 21 октября компания закупала его в среднем по 16,9 руб. за 1 кг. 19 августа средняя цена была 13,87 руб. за 1 кг; рост составил 22%; по сравнению с октябрем 2009 г. — более 50%. По словам Исаева, влияние оказали рост цен на сухое молоко и масло на мировом рынке, а также внутристрановые факторы: сокращение надоев из-за засухи и беспрецедентный рост потребления молочных продуктов — на 11% с начала года. По оценке Исаева, потенциал роста цен на молоко практически исчерпан: если отпускные цены продолжат увеличиваться, начнет сокращаться потребление — как зимой 2008 г.