Вчера в своем блоге Навальный опубликовал документы по реализации проекта ВСТО, подготовленные в 2008 г. специалистами «Транснефти» по запросу Счетной палаты. «Только на проектно-изыскательских работах украли 10 млрд руб.», — пишет Навальный, ссылаясь на материалы компании. В частности, в одном из актов говорится, что стоимость проектно-изыскательских работ по ВСТО, которые проводило ОАО «ВНИИСТ», необоснованно завышена более чем на 10 млрд руб. Экспертную оценку давали сотрудники «Транснефти». В бумагах упоминается увеличение сметы вследствие ошибок и недостатков проектирования (1,49 млрд руб.) и арифметических ошибок (36,7 млн руб.). Из-за невыполнения обязательств генподрядчиком — ЗАО «Краснодарстройтрансгаз» — «Транснефть» потратила дополнительные 2,44 млрд руб., говорится в документах.
По оценке Навального, общая сумма растраты при строительстве ВСТО — не менее $4 млрд Расчеты сделаны на основании опубликованных документов, экспертных оценок и публикаций СМИ, уточнил он «Ведомостям».
Представитель «Транснефти» Игорь Демин отказался обсуждать с «Ведомостями» заявление Навального. «Прайм-ТАСС» и «РИА Новости» Демин сообщил, что проверка была инициирована новым руководством компании. «Мы вынуждены были инициировать эту проверку, потому что радикально не соблюдались сроки строительства ВСТО. В целом из-за недобросовестной работы подрядных организаций график строительства был смещен на год. Мы уже выиграли ряд судов с подрядчиками, ряд судебных разбирательств еще продолжается», — цитирует его «РИА Новости». Но комментировать подлинность опубликованных документов представитель «Транснефти» отказался, передает «Прайм-ТАСС».
Представитель Счетной палаты вчера не смог подтвердить подлинность опубликованных Навальным документов: «В ближайшее время мы сверим эти бумаги с теми, что имеются в нашем распоряжении». Документы уже запрошены из архива по специальному поручению руководства — оно было дано вчера, сразу после публикации заявлений Навального, отметил представитель Счетной палаты.
Аудиторы проверяли ВСТО почти год (с февраля 2008 г. по январь 2009 г.). Они зафиксировали отставание от графиков, но нарушений в росте расходов по проекту не обнаружили. В отчете ведомства (копия есть у «Ведомостей») лишь отмечается, что «Транснефть» не всегда согласовывала затраты с чиновниками: к примеру, в апреле 2008 г. финансирование ВСТО осуществлялось без утвержденной инвестпрограммы. А общая сумма «необоснованных выплат» подрядчикам, выявленных по итогам «выборочной проверки» объектов ВСТО-1, — 5,9 млн руб. Еще одно замечание ведомства — 83 договора (на 78,5 млрд руб.) было заключено без проведения конкурсов.
Необходимо провести повторную проверку, считает Навальный. Уже разослано более 10 официальных обращений по этому делу, в том числе в ДЭБ МВД, ФСБ и Счетную палату, отмечает миноритарий «Транснефти».
В этой истории еще очень много вопросов. Например, совершенно не ясно, на каком основании нефтепровод и нефтеналивной терминал в Сковородине были исключены из состава объектов первой очереди проекта, — возмущается Навальный. В обращении к генпрокурору он указывает на то, что контракт с ОАО «Энерготерминал» (владелец порта в Сковородине) был подписан «Транснефтью» в нарушение распоряжения правительства.
Сначала планировалось, что нефтеналивной терминал в Сковородине (мощность — 15 млн т) войдет в состав ВСТО, рассказывал «Ведомостям» бывший топ-менеджер «Транснефти». Но в окончательном документе, подготовленном Минэнерго, упоминания об этом объекте нет. Оказалось, что землю под терминал в Сковородине к тому времени купили структуры владельца группы ЕСН Григория Березкина. А тот убедил руководство «Транснефти» в совместной реализации проекта. Это подтверждает и другой бывший сотрудник монополии. У монополии не было выбора, отмечает собеседник «Ведомостей»: «Ставилась задача осуществить ВСТО в кратчайшие сроки, а „Транснефть“ не могла это сделать без согласования с собственниками земли. Поэтому пришлось соглашаться на предложение Березкина».
Березкин сумел найти общий язык и с новым руководителем «Транснефти» Николаем Токаревым, который возглавил монополию осенью 2007 г. А в августе 2008 г. стало известно, что контроль в «Энерготерминале» перешел к «Транснефти», а у Zalana Березкина осталось 49,96%. Структуры ЕСН построили «Сковородино», а после смены руководства «Транснефти» уступили ей контроль в операторе терминала, объяснял ранее представитель ЕСН.