Дмитрий Медведев не вполне удовлетворил интерес польского журналиста на тему выборов 2012 года.
Медведев в большей степени, чем Путин, делает упор на готовность идти на второй срок.
Президент Дмитрий Медведев в интервью польским СМИ поделился размышлениями о перспективах 2012 года. Как удалось выяснить «НГ», интервью записывалось 26 ноября. Как раз в этот день в Берлине российский премьер Владимир Путин дал свою версию развития предвыборных событий. Рассуждения Медведева стали ответом на недавние заявления Путина. Эксперты замечают, что Медведев в большей степени, чем Путин, делает упор на готовность идти на второй срок.
Вчера было обнародовано интервью российского президента польским СМИ, записанное в преддверии визита главы государства в эту в страну. Интервьюер не стал ограничиваться вопросами развития двусторонних отношений, а попытался проникнуть и в суть российской внутриполитической ситуации.
Начал он издалека – с темы модернизации. Она, на его взгляд, может быть реальной, если в России будут последовательно строить правовое государство, будут уважать гражданские свободы. «Что, по вашему мнению, в строительстве гражданского общества в России является самым важным, что является абсолютно нужным?» – поинтересовался представитель польских СМИ.
Медведев принялся отвечать в интонациях понятных и приятных уху европейца: «Демократия самым тесным образом связана с состоянием экономики». По словам Медведева, чтобы Россия имела современную демократию, а основы демократического устройства в нашей стране еще только формируются, необходимо создать современную, сильную модернизированную экономику. «Наша экономика должна быть основана на инновациях, на новых технологиях. Благо для этого есть все условия – есть способности, есть желание этим заниматься», – выразил уверенность глава государства. Медведевский призыв к модернизации достиг пика популярности в разгар кризиса 2009 года. Президент тогда смог аргументированно объяснить политической и экономической элите, что Россия пострадала бы от кризиса гораздо меньше, если бы ее экономическая структура была другой. Впрочем, крупный бизнес и правительственные чиновники не особенно прониклись этой идеей. А теперь, когда нефть снова в цене и эксперты банка Goldman Sachs Group Inc прогнозируют России бездефицитный бюджет, тема модернизации стала стремительно терять в цене.
Впрочем, тогда, когда записывалось интервью Медведева с польскими СМИ, доклад с оптимистичными прогнозами ситуации на мировых рынках энергоресурсов еще не был опубликован. Как удалось выяснить, беседа российского президента с представителем польских СМИ состоялась 26 ноября, тогда же премьер-министр Владимир Путин, выступая в Берлине на экономическом форуме, организованном газетой Sueddeutsche Zeitung, ответил на вопрос об интриге 2012 года. Впрочем, Путин ничего нового не сообщил: «Посмотрим, каково будет состояние социальной сферы, экономики, политической ситуации, и примем согласованное решение в интересах страны». На прошлой неделе ему вновь пришлось вернуться к этой теме в интервью американскому телеведущему Ларри Кингу. Там Путин был более конкретен и заявил, что примет решение (то есть что не они с Медведевым, а он сам) в зависимости от того, как будет развиваться общественно-политическая ситуация, правда, с главой государства он все же посоветуется. Не исключено, что таким образом Путин фактически ответил на вызов, который ему был брошен президентом Фонда эффективной политики Глебом Павловским, заявившим 26 ноября о том, что альтернатив курсу Медведева в России нет, поэтому он должен оставаться в кресле президента на второй срок.
По информации «Пэйджранкер.ру», первоначально в тексте ответов Медведева, который готовила администрация президента, тема 2012 года не поднималась. Впрочем, уже во время записи интервью польский корреспондент мог отступить от запланированной повестки, тем более после заявлений Путина. И тут, видимо, желание журналиста задать интригующий вопрос и президента ответить на него слились в едином порыве. Медведев сразу предупредил своего собеседника, что все карты раскрывать не собирается, так как избирательная кампания в России еще не стартовала. А затем вновь назвал условия, при которых пойдет на второй срок: «Если ситуация в нашей стране будет нормальной и стабильной, если я буду иметь соответствующую поддержку от населения, я этого не исключаю». «Заранее об этом не объявляют. У меня есть другие коллеги, которые тоже могут участвовать в этом политическом процессе. Поэтому я считаю, самое главное всегда – это сохранить преемственность власти и преемственность курса. Но для себя я такой работы, естественно, не исключаю – это нормально для любого политика», – объяснил президент. Интересно, кого конкретно глава государства подразумевал под коллегами, которые примут участие в выборном процессе? Возможно, Владимира Путина, но, с другой стороны, он мог говорить и о лидере КПРФ Геннадии Зюганове, и о руководителе ЛДПР Владимире Жириновском. Хотя есть большие сомнения, что эти политики в случае прихода к власти сохранят преемственность курса. Кстати, тема президентских выборов всплыла и на воскресной закрытой встрече главы государства с главными редакторами федеральных газет. По ее окончании Медведев оставил сообщение в твиттере: «Провел встречу с главредами наших СМИ. Разговор был откровенный и острый. Спросили, кто может быть избран президентом в 2012 г. Рассказал».
Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский отмечает, что президент и премьер используют разные формулировки, говоря о предвыборных перспективах. Однако смысл их сводится к одному – сохранять неопределенность настолько долго, насколько возможно. Между тем можно отследить некоторые нюансы. Так, Медведев в большей степени указывает на готовность идти на второй срок. Путин же, напротив, говорит, что для начала надо оценить ситуацию, а потом принимать решение на основе набора таких важных составляющих, как социальная сфера, экономика и общественные настроения.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров замечает, что основная задача Путина – не выглядеть слишком самоуверенным, особенно в глазах западной общественности. Поэтому премьеру то и дело приходится делать реверансы в сторону Медведева. «К примеру, в интервью с Ларри Кингом премьер хоть и сделал реверанс в адрес президента в том духе, что за внешнюю политику в России отвечает глава государства, однако говорил о международных отношениях намного больше, чем Медведев в своем третьем Послании», – аргументировал свою точку зрения эксперт. А вот президент, по словам Петрова, напротив, ведет себя осторожно, публично не проявляя амбиций: «Поэтому он и вынужден все время оговариваться, что ситуация станет более определенной, ближе к делу. Но даже по этой формуле «ближе к делу» Медведев ничего не может предложить, так как экономика, да собственно и международная политика находятся под контролем Путина. А те инициативы, с которыми выступает президент, – модернизация и коррупция, вряд ли удастся довести до ума за год до выборов».