Техрегламент на табачную продукцию, в котором, кроме прочего, содержится требование увеличить размер предупредительных надписей на упаковках, был принят Госдумой в конце 2008 г., а вступил в силу в декабре 2009 г. Но некоторые нормы этого закона, в том числе требование о крупных надписях, были отсрочены: законодатели дали табачникам время на переоборудование своих производственных мощностей.
Но теперь время пришло: с ближайшей субботы, 26 июня, табачники уже не смогут производить сигареты со старой маркировкой. C этого дня все фабрики будут обязаны выпускать сигареты с новыми предупреждениями о вреде курения. Однако в первые несколько недель мало кто увидит сигареты с новым оформлением в магазинах: они должны доехать от станка до прилавка, на что, по словам опрошенных GZT.RU производителей сигарет, уйдет не менее двух недель (а в удаленных от табачных фабрик регионах страны— один-два месяца).
Однако цветные пачки старого образца из розницы мгновенно не исчезнут: запасы, скопившиеся у производителей и дистрибуторов, будут распродаваться до 26 июня 2011 г.— даты, с которой продажа старой маркировки будет запрещена. Еще не вечер
Так или иначе, нынешний техрегламент проработает всего полтора года, после чего его заменит новый, единый для стран-членов ЕвразЭС. Как он будет отличаться от нынешнего, пока неясно, так как страны-участники в процессе его обсуждения организации «тянут одеяло» в свою сторону.
«Казахстан и Киргизия значительно дальше ушли в деле борьбы с табаком, чем Россия,— отмечает Дарья Халтурина.— Там техрегламент разрабатывал Минздрав, а не Минсельхоз, как у нас, и в обеих странах прописана необходимость нанесения картинок на упаковки. Если мы примем российский вариант как базовый, что лоббирует наша табачная индустрия, процесс будет отброшен назад». Исход этого конфликта пока не очевиден, резюмирует Халтурина.
Табачники называют требование ввести картинки «популистским». «Минздравсоцразвития России в соответствии с ныне действующим российским „Техническим регламентом на табачную продукцию“ (ст. 10) уже имеет право утвердить рисунки или пиктограммы для нанесения их на курительные изделия,— отмечает Сергей Черненко из Phillipp Morris.— Однако вместо того, чтобы выполнять уже принятые нормы, нагнетается истерия по данному вопросу».